Страна в очередной раз содрогнулась от митингов протеста. В
субботу, 22 ноября, автомобилисты всей страны – от Владивостока до
Санкт-Петербурга – провели общероссийскую
акцию протеста против повышения таможенных пошлин на автомобили. Новые
пошлины грозят разорением малому и среднему бизнесу, особенно в Дальневосточном
регионе, где импортом “праворулек” из Японии занимается основная
масса населения. Однако правительство РФ сейчас больше заинтересовано в
поддержке отечественных автогигантов, нежели в продавцах-одиночках. В ближайшее
время будут предприняты новые шаги по уничтожению “праворулек”.
Страна в очередной раз содрогнулась от митингов
протеста
Импорт автомашин станет нерентабельным
Правительство активно поддерживает отечественный
автопром
Несмотря на то, что в перспективу тотальной ликвидации
“праворулек” пока верится с трудом, в последнее время правительство РФ
предприняло сразу несколько шагов с этой целью. Во-первых, были пересмотрены ставки
ввозных таможенных пошлин в отношении транспортных средств иностранного
производства, срок эксплуатации которых превышает пять лет: пошлины были
увеличены с 25 до 30%. Абсолютный размер ставки в зависимости от объема
двигателя составил: на легковые автомобили – от 2,5 до 5,7 евро за 1 куб. см, на
грузовые автомобили – от 2 до 4,4 евро за 1 куб. см, на автобусы – 3 евро за 1
куб. см. Ранее эти ставки действовали на автомобили с возрастным порогом до семи
лет.
В то же время вступило в силу постановление правительства РФ,
согласно которому на девять месяцев ставка ввозной таможенной пошлины
на кузова для легковых автомобилей и прочих моторных транспортных средств
утверждена в размере 15% от таможенной стоимости (но не менее 5 тыс. евро за
одну штуку). Данное постановление призвано ударить, во-первых, по крупноузловой
сборке, которая пока еще кое-где практикуется, а также по бизнесу
Дальневосточного региона, через который многие иномарки ввозятся в Россию по
частям.
Волна митингов в защиту “праворулек” накроет страну мощным ливнем
в самое ближайшее время. Еще перед введением новых пошлин в силу автовладельцы
провели несколько подобных акций. Выступающие говорили о том, что импорт
зарубежных автомобилей в России должен регулироваться разумными, а не
“драконовскими” пошлинами, не запретами и ограничениями. Они отмечали, что люди
приобретают вторичные
автомобили, потому что они дешевле, надежнее и комфортабельнее тех, что в
настоящее время предлагают отечественные производители.
Предприниматели Дальневосточного региона уверены, что импорт
автомашин из-за рубежа станет нерентабельным. На Дальнем Востоке и в Сибири без
работы останутся около 400 тысяч сотрудников примерно 40 тысяч фирм, торгующих
подержанными иностранными машинами, заявили они, и это грозит социальным
взрывом. По некоторым данным, уже сейчас без работы остались около 15 тысяч
человек. Автовладельцы
Приморья также упирают на то, что в российской автомобильной промышленности
занято приблизительно втрое меньше людей, чем в автобизнесе на Дальнем Востоке.
Протекционистская мера, которую представляет из себя повышение пошлин, защищает
не только отсталую отечественную автомобильную промышленность, но и зарубежных
инвесторов, считают активисты.
Ликвидация “праворулек” ударит также и по потребителям, которые
будут вынуждены покупать отечественные модели, значительно уступающие по
качеству иномаркам. Для официальных дилеров Приморский регион фактически не
существует. Во-первых, они туда пока просто
не добрались с точки зрения логистики, во-вторых, заниматься там продажами
новых иномарок в принципе не имеет смысла, так как местные жители с давних пор
подсажены на японские и корейские “праворульки” за относительно небольшие
деньги.
Несмотря на, что перспектива запрета праворульных автомобилей в
ближайшее время кажется достаточно невероятной, похоже, правительство ведет
именно к этому. Во всяком случае, все действия направлены именно на это и на
поддержку интересов отечественных автозаводов, а также иностранных
производственных площадок на территории РФ. О желании освоить Дальний Восток уже
заявили Sollers,
АвтоВАЗ,
и теоретически это вполне возможно, другое дело, что экономический кризис
заставил пока отложить эти планы. Судя по тому, что правительство в последнее
время активно поддерживает отечественный автопром и предоставляет очень
существенные суммы, оно собирается вырастить автомобилестроение как полноценный
сектор экономики и, конечно, поступится интересами малого и среднего бизнеса на
Дальнем Востоке, если туда придет настоящая автопромышленность.
Некоторые депутаты продолжат активно лоббировать интересы
отечественных автопроизводителей. В ближайшее время, 4 декабря, в Госдуме будет
рассмотрен законопроект, подготовленный вице-спикером Олегом Морозовым и
депутатом Госдумы Николаем Гончаром, о внесении изменении в федеральный закон “О
безопасности дорожного движения”. Законопроект предусматривает внесение
изменений в техрегламент импортируемых автомобилей на законодательном уровне,
таким образом фактически ставя крест на импорте автомобилей с правым рулем.
Идея, конечно, не нова, но от того, насколько активно ее продолжают продвигать в
Думе, становится ясно, что просто так заинтересованные лица не отступятся.
Среди депутатов у данного законопроекта существуют как сторонники,
так и противники. Однако, учитывая, что закон “О безопасности дорожного
движения” практически ежегодно дорабатывается, его очередная правка совсем не
исключена. Еще парочка правок и новых пошлин, и “праворульки” рискуют
действительно покинуть рынок навсегда.